Главная
Из истории
Новости
Выставки
Коллекция
Экспертиза
Контакты
Ссылки
 
Faberge Museum Baden-Baden




Фотографии















ЛЕДОВОЗ

Композиция из камня
Размеры: 32x14 см. Высота: 17,5 см

Пьедестал из снега - серовато-белый кварц. Лошадь - коричневая орская яшма. Сани - родонит. Оглобли - светло-желтый камень. Грива и копыта - черная яшма. В глазницах лошади, очевидно, были камни, выпали. Хомут - яшма. Дуга - нефрит. Глыбы льда на санях - горный хрусталь. На лбу у коня - вставка белого камня. У мальчика-ледовоза: штаны - лазурит, шапка-ушанка - нефрит. Опушка шапки - серый кварц. Три кабана льда перевязаны крест-накрест веревкой из серебра. Ремни упряжи - из серебра. На спине у лошади элемент упряжи - из яшмы. Варежки, валенки, тулупчик и фартук мальчика-ледовоза - орская яшма. Лицо возницы - светло-розовая орская яшма. Пьедестал пожелтел от времени, на всей группе следы бытования и естественной грязи. Передние ноги лошади реставрированы.

На пьедестале авторские подписи: "Лъп. Г. Савицкiй", "Faberge" (с "птичкой" над буквой "е", что грамматически неверно, но мастер мог и не знать французского языка), "Иванъ Аристарховъ" и "1915".

Главный мастер фирмы Фаберже Франц Бирбаум в своих мемуарах (написаны к лету 1919 г., опубликованы в 1992 г.) в числе "выдающихся произведений фирмы" дает следующее описание композиции "Ледовоз": "На постаменте из грязного кварца, изображающего санный путь, стоит лошаденка, везущая кабаны льда, и мальчик-извозчик, в типичной шапке с ушками. Кабаны исполнены из кварца различной прозрачности, что дает возможность передать внутренние трещины льда. Лошадь коричневой яшмы с гривой более темного цвета. Вся группа трактована натуралистически и очень удачна по движению, типичности фигур и деталей".

Далее Бирбаум отмечает, что композиция "Ледовоз", наряду с фигурами "Уличного торговца-татарина", "Мальчика - торговца лимонадом" и "Запасного солдата 1914 года", исполнена по модели художника Георгия Савицкого, "который проявил в них присущий ему такт и наблюдательность". Фигурке Савицкого "Мальчик - торговец лимонадом" принадлежит рекорд продаж подобных изделий на аукционах: она продана на аукционе "Кристи" в Нью-Йорке в 1998 г. за 485 тыс. долл.

Несомненно, группа "Ледовоз" является более изощренной и сложной в работе, она выразительнее и художественнее. Известна камнерезная группа "Ледовоз" из собрания Минералогического музея им. акад. А. Е. Ферсмана РАН. В запасниках музея в начале 1990-х гг. была обнаружена такая же серебряная группа, исполненная в серебряной мастерской Карла Армфельда в Петроградском отделении фирмы К. Фаберже. На выставке произведений художника Г.К. Савицкого в 1940 г. в Москве демонстрировалась восковая модель той же группы. "Ледовоз" из Минералогического музея опубликован в первом томе "Очерков истории камня" акад. А. Е. Ферсмана в 1954 г. Но сани в музее - из орской яшмы, у нас - родонит, оглобли в музее - из змеевика, а здесь - из светлой яшмы. В музее вожжи веревочные, у нас - вожжи ленточные. У нашего "Ледовоза" под дугой серебряный колокольчик, которого нет в композиции музея. Есть и другие отличия, но они возможны и оправданы, в том случае, если они не нарушают авторского замысла. При отсутствии подлинной восковой модели (если она выполнена из цветных восков) и авторского указания по использованию различных сортов камня, невозможно определить, какая из композиций - рассматриваемая нами или из музея - является первой и наиболее адекватно отражает авторскую идею.

Вопрос о возможности существования нескольких фигурок, выполненных по одной модели, уже снят с повестки дня после того, как нами были обнаружены архивные документы, подтверждающие наличие, к примеру, нескольких фигурок "Джон Буль": две из которых выполнены в красных пурпуриновых пиджаках, а одна - в коллекции сиамского короля - в пиджаке из зеленого нефрита. То есть, камни варьировались. Известны два "Гармониста", два "Маляра" и т.п. Неизвестно только общее количество фигурок, но, по сложившемуся мнению ведущих экспертов, оно не должно превышать 70-80 штук.

Художник и скульптор Савицкий Георгий Константинович (1887-1949) окончил Петербургскую Академию художеств с золотой медалью в 1912 г. Действительный член Академии художеств СССР (1947г.). Рассматриваемое произведение выполнено, по нашему мнению, на Скульптурной камнерезной фабрике фирмы Фаберже, руководителем которой был П. М. Кремлев. Фабрика была открыта фирмой в 1915 г. в Петрограде, в доме 44 по Английскому проспекту.

Аристархов Иван Михайлович числится токарем-резчиком на Скульптурной фабрике фирмы на Английском пр., 44 в архивных документах 1916 года, когда Карл Фаберже просит для него и ряда других лучших мастеров фирмы отсрочки от воинской службы. Иван Аристархов 1872 г.р., то есть уже опытный, сложившийся мастер. Очевидно, перешел из фирмы Верфеля, когда в 1915 г. умер управляющий фабрикой Верфеля Александр Майер, а у Фаберже катастрофически не хватало квалифицированных мастеров-камнерезов... И. М. Аристархов - крестьянин Калужской губернии, Медынского уезда, Полотняно-Заводской волости, села Товарково. (Сведения впервые опубликованы нами в 1990 г.).

Можно говорить об особой манере работы Ивана Аристархова, которая особенно проявляется в сильной, смелой резьбе крупа лошади, чем достигается необычайная экспрессия. Выражение лица мальчика-ледовоза чрезвычайно характерно. Прекрасный подбор большого количества разных камней, безупречно соединенных в красивой композиции. Великолепно передана поза лошади, с усилием опирающейся на задние ноги, на снегу даже переданы следы от валенок мальчика-ледовоза. Г. К. Савицкий был известным знатоком лошадей. Тонкая камнерезная работа. Изготовление фигурок является вершиной камнерезного творчества фирмы, но таких сложных композиций известно в мире только три. Помимо двух вариантов "Ледовоза", существует еще композиция "Извозчик с лошадью".

Нахождение варианта "Ледовоза", скорее всего авторского, первого, является событием мирового значения в фабержеведении, в антикварной и музейной практике. Искусствоведческо-стилистическая, архивно-историческая, ювелирно-технологическая и геммологическая экспертизы подтверждают безусловную принадлежность изделия фирме Карла Фаберже, автор модели художник Г. К. Савицкий, исполнил мастер-резчик И. М. Аристархов. Рассматриваемая группа "Ледовоз" является выдающимся образцом русского камнерезного искусства начала XX века, имеет безусловное музейное, научно-историческое, коллекционное и антикварное значение.

В. В. Скурлов, эксперт Министерства культуры РФ, консультант антикварного дома Christie's









Орден Карла Фаберже



Яндекс цитирования

  Copyright © Русский национальный музей. Все права защищены.